Медицинская информационная система, что это?

Содержание
Что такое Медицинская информационная система (МИС)?
Медицинская информационная система – это программное обеспечение, главной задачей которого является управление и организация информации медицинского учреждения. Она помогает работникам заведений здравоохранения эффективнее взаимодействовать с пациентами и государственными структурами системы охраны здоровья.
В результате реформирования системы здравоохранения Украины была создана электронная система охраны здоровья (ЭСОЗ). ЭСОЗ – это информационно-телекоммуникационная система обеспечивающая автоматизацию ведения учета медицинских услуг и управление медицинской информацией в цифровом виде.
Для эффективного функционирования системы ее разделили на два компонента: центральную базу данных (ЦБД), управляемую государством и медицинские информационные системы, поддерживаемые коммерческими разработчиками программного обеспечения. Все это называют системой eHealth или eZdorovya состоящая из:
- Центральной базы данных – ЦБД (администратор ГП «Электронное здоровье»).
- МИС (системы, позволяющие автоматизировать работу медучреждений с ЦБД).
МИС, как единая центральная база данных, делает переход в электронный документооборот проще и легче для работников. Для подключения к системе e-Health заведениям здравоохранения необходимо заключить договор с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ), выбрать МИС, которая подключена к ЦБД и обладает достаточным функционалом для работы в ЭСОЗ, и заключить договор на обслуживание с компанией разработчиком МИС.
Кому нужна медицинская информационная система?
МИС будет полезна для коммунальных и частных больниц, кабинетов, клиник, лабораторий, медицинских центров, аптек, которые хотят автоматизировать управление учреждением здравоохранения и участвовать в программе медицинских гарантий.
Виды МИС
Выбирая информационную систему, нужно обращать внимание на конкретные запросы, потребности и размер вашей организации. Есть два стандартных вида МИС:
- Облачная медицинская информационная система. Подходит для любых заведений здравоохранения и врачей с частной практикой. Преимущество такой системы в том, что она доступна практически с любого устройства с доступом в интернет. Для ее внедрения не нужно разворачивать дорогостоящее серверное оборудование, а поддержку осуществляет компания-разработчик.
- Серверная (или «коробочная»). Подходит в основном для очень больших медицинских учреждений из-за их сложной инфраструктуры и огромного объема информации. МИС устанавливается на сервер компании. Сбором информации, организацией и администрированием системы в этом случае будет заниматься учреждение здравоохранения самостоятельно. Преимуществом серверной системы в том, что, устанавливая дополнительные модули под внутренние нужды учреждения, можно сделать программу более гибкой.
Какие модули МИС нужны для работы c e-Health?
Функционал для учреждений Первичной Медицинской Помощи (ПМП)
Административный модуль первички
- Регистрация поставщика медицинских услуг, подразделений, пользователей.
- Заключение капитационных договоров.
Рабочее место врача ПМП
- Работа с декларациями, заключение деклараций.
- Электронные медицинские записи.
- Иммунизация.
- Выписка электронного рецепта «Доступные лекарства».
- Электронное направление.
Электронный рецепт
Медицинское заключение про временную нетрудоспособность
Доступ к данным ПМП
- Доступ к данным, которые содержат элементы ограничительных групп.
- Доступ к данным, которые содержат элементы запрещенных состояний (сервисов).
Функционал для учреждений Специализированной Медицинской Помощи (СМП)
Функционал учета предоставленных услуг:
- Амбулатория.
- Стационар.
Административный модуль вторички
Рабочее место врача СМП
- Электронные медицинские записи.
- Иммунизация.
- Диагностические отчеты.
- ЭМЗ и ЭН для неидентифицированных пациентов.
- Выписывание электронных направлений.
- Обработка и погашение электронных направлений.
- ЭМЗ стационар: поступления.
- ЭМЗ стационар: выписка.
Работа с записями об идентифицированных пациентов
Работа с записями о неидентифицированных пациентов
Присоединение записей не идентифицированного пациента к идентифицированному
Доступ к данным
- Доступ к данным, содержащие элементы ограничительных групп.
- Доступ к данным, содержащие элементы запрещенных состояний (сервисов).
Медицинские заключения
- О рождении ребенка.
- О временной нетрудоспособности.
Выписывание электронного рецепта
План лечения
Задачи, которые помогает выполнить МИС
Медицинская информационная система включает в себя различные блоки, которые отвечают за оптимизацию тех или иных аспектов работы медицинского учреждения. МИС помогает:
- Наладить работу регистратуры, упростить процесс создания медицинских карт пациентов и процедуру записи на прием.
- Упорядочить всю административную информацию.
- Унифицировать медицинскую документацию: карты пациентов, лекарственные назначения, данные о сотрудниках и медицинских услугах, расписание, аналитику и статистику, отчеты.
- Систематизировать все данные медицинских исследований.
- Управлять и распределять ресурсы учреждения, включая финансы и учет.
- Анализировать деятельность медицинского учреждения. Получать различные отчеты.
- Вести складской учет медучреждения. Проверять состояние склада и получать данные о запасах, поставках и расчетах, обороте расходных материалов.
- Отследить и наладить работу диагностических кабинетов и лабораторий.
- Автоматизировать стандарты оказания медицинской помощи.
Преимущества работы с МИС
- Большой объем информации хранится в одной системе, войти в которую можно с любого компьютера при наличии персональных доступов.
- Можно легко найти нужные данные о любом аспекте работы медицинского учреждения.
- Систематизированный документооборот сокращает количество бумажной работы, исключает риск потери данных и повышает эффективность работы работников. В результате улучшается качество обслуживания.
- Можно легко распределить пациентом к нужным специалистам в зависимости от графика того или иного врача.
- Сокращаются денежные расходы.
- Учет графика и анализ деятельности сотрудников позволяет произвести расчет их зарплаты на базе системы.
- Врачи могут общаться и консультироваться с коллегами в режиме реального времени по поводу постановки диагноза, назначения и коррекции лечения.
- Пациенты получают возможность предварительно записаться на прием без посещения больницы и долгих очередей.
- Пациенты получают доступ к своим данным, результатам обследований и анализов.
- Для пациента также минимизируется риск потери или подделки нужных документов, ведь он может самостоятельно их отследить.