Электронная цифровая подпись (ЭЦП)

Электронная цифровая подпись (ЭЦП)

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - это вид электронной подписи, используемой для идентификации подписанта электронного документа, позволяет однозначно определять происхождение информации (источник информации), содержащейся в документе. Благодаря этому ЭЦП является также надежным средством разграничения ответственности за информационную деятельность в обществе, в частности, ответственности за дезинформации.

 Электронная цифровая подпись предназначена для использования физическими и юридическими лицами - субъектами электронного документооборота:

  • для идентификации подписчика
  • для подтверждения целостности данных в электронной форме

ЭЦП обладает всеми основными свойствами собственноручной подписи:

  • свидетельствует то, что полученный документ поступил от лица, его подписавшего;
  • гарантирует целостность и защиту от искажения и внесения поправок в подписанный документ;
  • не дает возможности лицу, подписавшему документ, отказаться от обязательств, которые он взял на себя, подписывая этот документ.
  • Безопасность использования ЭЦП обеспечивается тем, что средства, которые используются для работы с ЭЦП, проходят экспертизу в Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины. Предоставление ЭЦП в Украине внедряются аккредитованными центрами сертификации ключей (АЦСК).
  • Один человек может иметь одновременно несколько ЭЦП, выданных различными центрами сертификации ключей. Также, различные ЭЦП могут идентифицировать человека в разных качествах: как физическое лицо, как представителя юридического лица, и как физическое лицо-предприниматель и др.

Для регистрации в системе eHealth медицинских учреждений, врачей, деклараций о выборе пациентом врача, выписки электронных рецептов, а также для создания договоров с НСЗУ, должны быть заверены электронными цифровыми подписями (ЭЦП).

Кому из сотрудников медицинского учреждения необходимо получить ЭЦП для работы с системой eHealth?

  • Руководителю лечебного учреждения (ЭЦП руководителя юридического лица) - для регистрации медицинского учреждения и договоров с НСЗУ в системе eHealth;
  • Доктору первичного звена: семейный врач, терапевт, педиатр - для внесения и подписания деклараций в системе eHealth (ЭЦП физического лица), а для создания электронных рецептов в системе eHealth (ЭЦП работника юридического лица);
  • Регистратору (ЭЦП работника юридического лица) - для внесения деклараций в системе eHealth.


    Как правильно выбрать и где получить ключ ЭЦП?


    Ключи ЭЦП можно бесплатно получить от аккредитованного центра сертификации ключей Информационно-справочного департамента Государственной фискальной службы Украины (АЦСК ИСД ДФС). Существуют и другие аккредитованные центры сертификации ключей, которые предоставляют такие услуги на коммерческой или иной основе (например, банк может бесплатно выдавать ЭЦП своим клиентам).

    В каком виде выдается ЭЦП?


    Во время процедуры формирования ЭЦП генерируется пара из открытого и закрытого ключа, которые соответствуют друг другу. Открытый ключ нужен для проверки подлинности цифровой подписи, и размещается на официальном информационном ресурсе.

    Закрытый (личный) ключ ЭЦП записывается на носитель, который выдается подписчику. Это файл специального формата, увидеть который в списке файлов можно только если в настройках папок носителя включен режим отображения скрытых файлов.

    ВАЖНО!

    Подписчик должен запомнить пароль для доступа к своему личному ключа. Этот пароль потребуется вводить при наложении подписи. В случае потери пароля, восстановить его невозможно, и придется получать новые ключи ЭЦП!

    Как выглядит файл ЭЦП?

    «Приват24»:

    • Автоматически сертификат хранится в папке "Загрузки"
    • Расширение файла .jks или .dat
    • Налоговая (ЦСК Государственной фискальной службы Украины)
    • Автоматическое название ключа "Key-6.dat"
    • Расширение файла .dat
  • Минюст (органов юстиции Украины):

    • Для сохранения файлов необходимо для уникальных имен добавить фамилию подписчика, например DS_Test.p7s
    • МВД Украины:
    • Автоматическое название ключа "Key-6.dat"
    • Расширение файла .dat
  • "Медок" / M.E.Doc (АЦСК "Украина"):

    • Автоматическое название ключа "Key-6.dat"
    • Тип файла должно быть - .ZS2