Программа медицинских гарантий 2022: пакеты услуг и спецификации

Содержание

Актуальная информация по ПМГ-2022

Правительство приняло постановление по ПМГ-2022. Программа медицинских гарантий начала работать с 1 января, а Национальная служба здоровья Украины продолжает контрактирование медицинских учреждений.

Бюджет ПМГ на 2022 год составляет 157,3 млрд грн, что превышает прошлый на 33,8 млрд грн.

В программу «Доступное лекарство» будут входить препараты для лечения болезни Паркинсона, а также хронического обструктивного заболевания легких.

Большое внимание в 2022 году будет уделено созданию надлежащих достойных условий труда медицинского коллектива и необходимому укомплектованию больниц.

Медицинские учреждения смогут подписать договоры о предоставлении многих услуг, если будут отвечать требованиям НСЗУ, в которые входит: эффективный менеджмент, современное медицинское оборудование и компетентный медицинский персонал.

Также КМУ было принято решение о присоединении больницы Феофании к оказанию медицинской помощи по программе государственных гарантий медицинского обслуживания населения.

В рамках ПМГ-2022 будут госпитализированы люди с инфарктами и инсультами.

НСЗУ начинает принимать от специализированных медицинских учреждений предложения о заключении договоров в 2022 году.

Объявление о заключении договоров о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий размещено на сайте НСЗУ. Объявление опубликовано на 36 направлениий медицинских услуг.

Предложения будут приниматься с 13 по 19 января включительно.

Представители медицинских услуг, которые в декабре 2021 года предоставили для проверки свои обращения, должны сообщить, что за этот период у них не произошло никаких изменений и подтвердить свое желание заключить договоры по соответствующим пакетам медицинских услуг. Сделать это нужно через платформу SmartTender.

Отмечаем, что правоотношения между НСЗУ и поставщиками медицинских услуг, подавших обращение в декабре 2021 и соответствующие условиям закупки, действуют с 1 января 2022 года. А значит, такие предоставлятели медицинских услуг получат оплату за медицинские услуги, предоставленные с 1 января.

Капитационная ставка НСЗУ на 2022 год

С этого года произошло повышение капитационной ставки врачам первичного медицинского звена на 135 грн. Базовая ставка составляет 768 грн, а корректирующие коэффициенты на первичном звене сохранились на уровне прошлого года. Также будет доплата за вакцинацию детей до 6 лет вакцинами в соответствии с календарем прививок, а также за вакцинацию взрослых от COVID-19.

Возрастные коэффициенты НСЗУ на 2022 год

Согласно документу «ПОРЯДОК реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2022 году» к тарифу на медицинские услуги по предоставлению первичной медицинской помощи в отношении каждого пациента, подавшего декларацию, применяются следующие корректирующие коэффициенты в зависимости от возрастной группы пациента:

  • от 0 до 5 лет – 2,465;
  • от 6 до 17 лет – 1,356;
  • от 18 до 39 лет – 0,616;
  • от 40 до 64 лет – 0,739;
  • свыше 65 лет – 1,232.

Если медицинские услуги по предоставлению первичной медицинской помощи предоставляются в населенных пунктах, которым выдан статус горных согласно Закону Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине», к тарифу дополнительно к корректирующим коэффициентам, указанным в пункте 19 настоящего Порядка, применяется корректирующий коэффициент 1,25. Место обслуживания пациента определяется согласно декларации.

К тарифу на медицинские услуги по предоставлению первичной медицинской помощи, которые предоставлены пациентам, подавшим декларации сверх лимита, применяются следующие коэффициенты в зависимости от уровня превышения лимита:

  • От 100% лимита + одна декларация до 110% лимита включительно – 0,616
  • (педиатр – 901-990, терапевт 1801-1980, семейный врач 2001-2200)
  • От 110% лимита + одна декларация до 120% лимита включительно – 0,493
  • (педиатр – 991-1080, терапевт 1981-2160, семейный врач 2201-2400)
  • От 120% лимита + одна декларация до 130% лимита включительно – 0,37
  • (педиатр – 1081-1170, терапевт 2161-2340, семейный врач 2401-2600)
  • От 130% лимита + одна декларация до 140% лимита включительно – 0,246
  • (педиатр – 1171-1260, терапевт 2341-2520, семейный врач 2601-2800)
  • От 140% лимита + одна декларация до 150% лимита включительно – 0,123
  • (педиатр – 1261-1350, терапевт 2521-2700, семейный врач 2801-3000)

Медицинские услуги, предоставленные по декларациям, поданным после достижения 150% лимита плюс одна декларация, НСЗУ не оплачиваются.

Распределение пациентов, подавших декларации сверх лимита по возрастным группам, указанным в пункте 19 настоящего Порядка, осуществляется по фактической структуре пациентов, подавших декларации. Лимит врача, который оказывает первичную медицинскую помощь и работает по нескольким специальностям в пределах одного или нескольких оказателей медицинских услуг, определяется по наименьшему лимиту соответствующей специализации врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, определенному Порядком предоставления первичной медицинской помощи, утвержденным Минздравом.

Корректирующие коэффициенты не применяются к тарифу на медицинские услуги по оказанию первичной медицинской помощи при обслуживании пациентов, подавших декларацию сверх лимита.

Планируемая стоимость медицинских услуг по оказанию первичной медицинской помощи определяется по данным электронной системы здравоохранения:

  • для предоставлятелей медицинских услуг, имеющих представленные декларации на первое число месяца представления предложений, – как сумма произведений 1/12 базовой капитационной ставки, корректирующего коэффициента каждой возрастной группы пациентов, количества поданных деклараций по соответствующей возрастной группе пациентов и количеству месяцев срока действия договора. Количество поданных деклараций определяется на первое число месяца подачи поставщиком медицинских услуг предложения. Такое количество не может превышать сумму произведений лимитов врачей в соответствии с их специальностью и количеством врачей соответствующей специальности у этого предоставлятеля медицинских услуг (с учетом общего лимита в 150 процентов плюс одна декларация) по данным электронной системы здравоохранения на первое число месяца подачи предложения;
  • для предоставлятелей медицинских услуг, не имеющих поданных пациентами деклараций на первое число месяца представления предложения, – как произведение 1/12 базовой капитационной ставки, прогнозного количества деклараций и количества месяцев срока действия договора. Прогнозное количество деклараций устанавливается в виде 1/2 суммы произведений лимитов врачей в соответствии с их специальностью и количеством врачей у этого поставщика медицинских услуг.

Фактическая стоимость медицинских услуг по оказанию первичной медицинской помощи за один месяц по каждому договору рассчитывается как произведение 1/12 базовой капитационной ставки и количества деклараций, не прекращенных или не остановленных (активные декларации) по состоянию на первое число отчетного периода, с учетом соответствующих корректирующих коэффициентов с округлением до двух знаков после запятой.

Раз в три месяца НСЗУ проводит оценку достижения предоставлятелями медицинских услуг индикаторов выполнения условий договора в части проведения вакцинации. Расчет суммы доплаты по результатам проведенной оценки достижения индикаторов выполнения условий договора производится:

  • с 1 марта 2022 г. – для уровня вакцинации от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Размер доплаты рассчитывается как произведение суммы стоимости медицинских услуг за два месяца, предшествующих периоду оценки, и месяца, в котором проводится такая оценка, и корректирующего коэффициента за достижение индикаторов выполнения условий договора в части проведения вакцинации за соответствующий период, составляющий 0,05 за период оценки по состоянию на 1 марта и 0,025 за следующие периоды оценки в течение срока действия договора;
  • с 1 июня 2022 г. – для уровня вакцинации детей до 6 лет (включительно) согласно Календарю профилактических прививок в Украине, утвержденному Минздравом. Размер доплаты рассчитывается как произведение суммы стоимости медицинских услуг за два месяца, предшествующих периоду оценки, и месяца, в котором проводится такая оценка, и корректирующего коэффициента за достижение индикаторов выполнения условий договора в части проведения вакцинации за соответствующий период, составляющий 0,025 в течение срока действия договора.

Пакеты медицинских услуг и тарифы

Увеличились тарифы по важнейшим направлениям оказания медицинской помощи, среди которых:

  • медицинская помощь при родах – с 10 до 15 тыс. грн. Для заведений, которые будут отвечать дополнительным требованиям, тариф будет составлять до 20 тыс. грн;
  • медицинская помощь в сложных неонатальных случаях – со 113 тыс. грн. до 135 тыс. грн. Максимальный тариф будет составлять 161 тыс. грн за лечение недоношенных детей в учреждениях, отвечающих дополнительным требованиям;
  • химиотерапевтическое лечение – с 25 тыс. грн до 35 тыс. грн. За лечение детей – до 131 тыс. грн;
  • лечение пациента с онкогематологическими заболеваниями – с 54 тыс. грн до 74 тыс. грн;
  • радиологическое лечение – с 36,5 тыс. грн до 51 тыс. грн.

Всего ПМГ-2022 предусматривает 38 пакетов медицинских услуг. Появились новые пакеты услуг, например «Хирургические операции взрослым и детям в условиях стационара одного дня». Подобную медицинскую помощь специально выделили в отдельный пакет, поскольку это поможет ускорить развитие стационарных подходов. Ожидается, что они позволят выписывать пациентов быстрее и не держать их в больнице без необходимости.

Теперь будет действовать новый пакет по готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, в частности, инфекционного характера. Представленные в нем инструкции и требования помогут работникам обеспечить четкую и стабильную работу инфекционных отделений и медицинских учреждений. Это, в свою очередь, усилит инфекционную готовность страны и будет удерживать ее на нужном высоком уровне.

Порядок реализации Программы медицинских гарантий на 2022 год

Кабинет Министров Украины утвердил порядок реализации Программы медицинских гарантий на 2022 год.

Программа медицинских гарантий 2022 сфокусирована на потребностях и безопасности пациента. Прежде укрепляется финансовая защищенность украинцев благодаря увеличенному бюджету. Также ужесточаются требования к предоставителям медицинских услуг, что улучшает качество медицинских услуг. В общей сложности ПМГ на текущий год предусматривает 38 пакетов услуг. Ознакомиться с порядком реализации ПМГ 2022 можно здесь.

Важные изменения в программе медицинских гарантий в 2022 году:

  • Добавлены новые пакеты «Хирургические операции взрослым и детям в условиях стационара одного дня» и «Готовность к оказанию медицинской помощи в условиях распространения инфекционных заболеваний, эпидемий и других чрезвычайных ситуациях»;
  • Станет обязательным бесплатное проведение неонатального скрининга всем новорожденным по 21 заболеванию;
  • Расширится программа реимбурсации «Доступное лекарство» препаратами для лечения болезни Паркинсона, а также хронического обструктивного заболевания легких;
  • Будет применяться горный коэффициент в размере 1,2 по направлениям «Хирургические операции взрослым и детям в стационарных условиях», «Хирургические операции взрослым и детям в условиях стационара одного дня», «Стационарная помощь взрослым и детям без проведения хирургических операций», «Стационарная медицинская помощь пациентам с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2”, “Амбулаторная помощь” и “Стоматологическая помощь”;
  • Вводятся индикаторы качества уровня вакцинации для врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь:
    • с 1 марта 2022 года НСЗУ будет оценивать достижение уровня охвата полной иммунизацией вакцинами от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 для лиц старше 18 лет;
    • с 1 июня 2022 года – уровень вакцинации детей до 6 лет (включительно) согласно календарю прививок.
      При достижении целевых значений раз в квартал будет производиться доплата к сумме договора.
  • Вводится новый показатель – минимальное количество предоставляемых услуг в течение 2021 года для оказания медицинской помощи при инфаркте и инсульте, а также родах. Минимальное количество предоставляемых услуг, позволяющее заключить договор с НСЗУ: ​​150 родов в год, 100 пролеченных инсультов, 50 пролеченных инфарктов. А при заключении договора с заведениями о предоставлении медицинской помощи в сложных неонатальных случаях будет учитываться такой показатель как перевод младенцев в другую больницу или перинатальный центр. НСЗУ не будет заключать договоры с поставщиками, осуществившими более 30% переводов.

Бюджет ПМГ-2022 составляет 157,3 млрд грн. Это на 33,8 млрд грн больше по сравнению с 2021 годом. Благодаря увеличенному бюджету, предоставители медицинских услуг получат большие оплаты по повышенным тарифам на приоритетные услуги.

Так, по одному из самых высоких тарифов в Программе медицинских гарантий будет оплачиваться неонатальная помощь. В 2022 году тариф вырастет со 113 до 135 тыс. грн, а максимальный тариф будет составлять 161 тыс. грн за лечение недоношенных детей в учреждениях, которые будут отвечать дополнительным требованиям. Тариф за медицинскую помощь при родах вырастет на 5 тыс. грн – до 15 тыс. грн. А для заведений, которые будут отвечать дополнительным требованиям – до 20 тыс. грн.

Увеличатся тарифы и на лечение онкологических заболеваний. Так, на 10 тысяч гривен увеличится тариф на химиотерапевтическое лечение – до 36 тысяч, а за лечение детей от онкоболезней НСЗУ будет платить заведениям до 131 тыс. грн. Тариф по лечению онкогематологических заболеваний вырастет с 54 тыс. грн до 74 тыс. грн.

Также запланировано повышение капитационной ставки врачам, оказывающим первичную медицинскую помощь, до 786 грн.

Поскольку Порядок реализации программы медицинских гарантий на 2022 год опубликован на вебсайте Кабинета Министров Украины, НСЗУ начинает принимать от специализированных медицинских учреждений предложения о заключении договоров в 2022 году. Прием предложений продлится с 14 по 19 января включительно.

Представители медицинских услуг, которые в декабре 2021 года предоставили для проверки свои обращения, должны сообщить, что за этот период у них не произошло никаких изменений и подтвердить свое желание заключить договоры по соответствующим пакетам медицинских услуг.

Отмечаем, что правоотношения между НСЗУ и поставщиками медицинских услуг, которые подали соответствующие обращения в декабре 2021 и отвечают, в частности, условиям закупки, действовали с 1 января 2022 года. Следовательно, такие предоставители медицинских услуг получат оплату за медицинские услуги, предоставленные с 1 января.

Порядок оплаты и исправления медицинских записей

Теперь НСЗУ оплачивает предоставленные медицинские услуги согласно тарифам и корректирующим коэффициентам (применяемым путем умножения), определенным в Порядке «Реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2022 году», на основании отчетов о медицинских услугах, которые предоставлены в отчетном периоде, и информация, о которых внесена в электронную систему здравоохранения не позднее пятого рабочего дня после окончания этого отчетного периода, составляемых в порядке, предусмотренном Типовой формой договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 25 апреля 2018 г. № 410 «О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий» (Официальный вестник Украины, 2018 г., № 45, ст. 1570; 2021 г., № 82, ст. 5250), согласно заключенному договору в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий период по соответствующему направлению. Требовать и получать оплату от пациентов или их представителей за медицинские услуги запрещается.

  • То есть, вносить случаи (включая исправления) можно будет только до пятого рабочего дня после окончания отчетного периода.
  • Как в таком случае будут отправляться расшифровки? – критерий отбора медзаписей в отчет теперь будет не по дате внесения в ЭСОЗ, а по дате предоставления услуги.
  • Какой срок будет оставаться на исправление? – расшифровки будут предоставляться в середине месяца, в конце месяца (чтобы была возможность в течение 5 дней исправить ошибки) и окончательная под отчет.

Ссылка на ПОСТАНОВЛЕНИЕ – https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1440-2021-%D0%BF

Вебинар НСЗУ

В Национальной службе здоровья Украины во время вебинара 7 декабря рассказали о пакетах услуг и спецификациях Программы медицинских гарантий 2022. «Health 24» подготовили материал по выступлениям представителей НСЗУ и Минздрава Украины.

Как сообщил заместитель министра здравоохранения Украины Алексей Яременко, два ключевых приоритета на 2022 год – это развитие учреждений здравоохранения и обеспечение дополнительных гарантий для медицинских работников.

Новый уровень оплаты труда

“Первым приоритетом на 2022 год мы ставим достойную оплату труда медицинских работников. Как вы знаете, программа медицинских гарантий была утверждена в рамках бюджета. Дополнительно выделено 33 млрд грн, и мы рассчитываем, что этих средств хватит для того, чтобы повысить заработную плату врачей минимум 20 тыс. грн, для среднего медицинского персонала 13 500 грн.

Соответствующие изменения готовы в законодательстве. Подготовлен законопроект изменений к законодательству, в котором определено, что оплата труда в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения будет установлена ​​не менее 20 тыс.грн и 13500 грн. Скоро это постановление Кабинета Министров Украины будет обнародовано.

Мы проанализировали, насколько сейчас учреждения способны обеспечить эти гарантии. Видим, что в первичной медицинской помощи 2/3 заведений уже обеспечены, оптимизированы и квалифицированы. Однако есть еще 248 заведений, требующих дополнительного внимания, особенно местных властей, для того, чтобы владелец заведения и менеджмент просмотрел свой финансовый план, оптимизировал расходы и привлек дополнительные финансовые ресурсы. Это необходимо для предоставления гарантий и достойной заработной платы медицинским работникам.

Ситуация с заведениями специализированной медицинской помощи еще лучше. 82% заведений уже имеют возможность обеспечить новый уровень оплаты труда. 267 больниц все ещё нуждаются в поддержке и оптимизации расходов”, – отметил заместитель министра здравоохранения Украины Алексей Яременко.

Требуют поддержки и оптимизации расходов количество больниц в области:

  • Львовская – 30;
  • Одесская – 20;
  • Киевская – 11;
  • Харьковская – 16;
  • Ивано-Франковская – 15;
  • Тернопольская – 11;
  • Черновицкая – 9;
  • Кировоградская – 9.

Нуждается в поддержке и оптимизации расходов количество больниц по типу (без стоматологических больниц, общественного здоровья и санаториев):

  • Многопрофильные – 138;
  • Поликлиники – 36;
  • Кожно-венерологические – 16;
  • Ветеранов войны – 11;
  • Психиатрия – 11;
  • Реабилитационные – 5;
  • Инфекционные – 14;
  • Остальные – 11.

О новой Государственной программе поддержки медиков

“С 2022 года мы внедряем новую Государственную программу поддержки на 100 млн грн, которая будет направлена ​​на поддержку профессиональной мобильности, переквалификацию/переподготовку, возможность получить новое жилье и “подъемные” на новом месте работы.

Если в рамках оптимизации врачу будет предложено сменить место жительства, то государство выделяет компенсацию для того, чтобы врач и другой медицинский персонал продолжал развитие на новом месте работы. Эта программа будет опубликована в ближайшие недели”, – анонсировал заместитель министра здравоохранения Украины Алексей Яременко.

Трансформация госпитальной сети больниц

Вторым приоритетом, как отметил заместитель министра Алексей Яременко, есть трансформация госпитальной сети учреждений здравоохранения. Есть довольно значимые трудности и вызовы в госпитальной сети и ее построении. Это подчеркивают большое количество национальных и международных отчетов, которые подчеркивают, что есть:

  • Нехватка современных высокотехнологичных подходов в оказании медицинской помощи;
  • Неэффективное использование имеющихся ресурсов;
  • Неопределенная роль больниц в сети, приводящая к дублированию функций;
  • Несоответствие между обеспечением ЗОЗ кадрами, оборудованием и медицинскими технологиями и медицинской помощью, которую они предоставляют;
  • Распыление финансовых ресурсов в поддержку малоэффективных больниц с низким качеством медицинских услуг.

Общей целью является формирование состоятельной госпитальной сети больниц, способных оказывать качественную и безопасную медицинскую помощь пациентам, основываясь на потребностях населения с учетом лучших европейских практик.

Принципы трансформации госпитальной сети ЗОЗ в Украине:

  • Доступность, безопасность и качество медицинской помощи;
  • Децентрализация менее сложных медицинских услуг (ПМД, больницы общин) и концентрация более специализированной медицинской услуги;
  • Дифференциация услуг зависит от сложности случаев и управления рисками.

В Министерстве здравоохранения ожидают, что с апреля каждый регион проработает госпитальные планы, определит роль каждой больницы в соответствии с новой типологией и это позволит:

  • Более качественно строить маршруты пациентов;
  • Ввести стратегические закупки медицинских услуг;
  • Проводить целевые инвестиции на основе потребностей и роли в сети;
  • Проводить целевую закупку дорогостоящего оборудования, чтобы пациенты получали услуги именно там, где им удобно;
  • Проводить регионализацию услуг;
  • Ввести кадровую политику региона.

“Мы сочли, что общая потребность в модернизации медицинского оборудования составляет 17 млрд грн. Министерство здравоохранения сейчас работает над подготовкой кредитно-финансовых соглашений для того, чтобы ключевое оборудование было поставлено на местный уровень в течение 2022-2023 годов в соответствии с конкретной ролью больницы.

Мы консолидируем усилия совместно с нашими международными партнерами, а также местными собственниками для того, чтобы покрыть потребность в дорогостоящем оборудовании и пациенты получали качественную помощь в больницах”, – отметил Алексей Яременко.

К обязанностям местных властей как собственника относятся:

  • Обеспечение своим гражданам доступа к качественной медицинской помощи;
  • Содержать заведение, поддерживать материальную базу, оплачивать коммунальные услуги (ремонт, материально-техническое оснащение больницы, расходные материалы и т.п.);
  • Анализ финансовой и программной деятельности, эффективное управление учреждениями здравоохранения на собственной территории;
  • Инвестиции и развитие учреждений здравоохранения в соответствии с потребностями населения;
  • Организация межмуниципального сотрудничества в области здравоохранения.

Пациент должен получить:

  • Уменьшение уровня неформальных оплат;
  • Доступность к современным методам диагностики и лечения с использованием дорогостоящего оборудования;
  • Внедренную практику амбулаторной формы предоставления специализированной медицинской помощи как альтернатива стационару (в т.ч. хирургия одного дня);
  • Доступность к высокотехнологичной медицинской помощи и основным видам интенсивного лечения в течение 60 мин;
  • Качественную и безопасную медицинскую помощь пациентам в соответствии с уровнем сложности случая;
  • Приближение длительного ухода и лечение низкой интенсивности населения (Больницы общин).

“2022 год должен стать толчком, когда мы начнем третью фазу реформы, которая касается врачей и инфраструктуры”, – выразил ожидания Алексей Яременко.

Кто может рассчитывать на повышение зарплаты

Представитель Минздрава Алексей Яременко ответил на вопросы участников вебинара по поводу повышения уровня заработной платы.

Будет ли дополнительное финансирование для обеспечения заработной платы заведений, финансируемых за счет медицинской субвенции, например, дома ребенка? Сейчас финансовые планы только по зарплате, которая сейчас выплачивается, и бюджет примерно остался на уровне прошлого года.

Важно запланировать повышение заработной платы из местных бюджетов работникам заведений, которые не присоединились или не планируются присоединиться к Программе медицинских гарантий. Требования и минимальные гарантии будут касаться всех медицинских работников, поэтому важно, чтобы эти расходы были запланированы в местных бюджетах.

На каких специалистов будут тратиться средства из бюджета на 2022 год? Касается ли это только врача медицинского персонала или другие специалисты заведения тоже могут рассчитывать?

В 2022 году мы устанавливаем гарантии на заработную плату врачей минимум 20 тыс. грн, для среднего медицинского персонала 13500 грн. Однако все остальные специалисты, работающие в заведении, могут рассчитывать на повышение заработной платы в рамках бюджета и их трудовых договоров. Поэтому мы хотим, чтобы у других работников была возможность получить повышенную заработную плату. Гарантии со стороны государства в 2022 г. будут распространяться именно на врачей и средний медицинский персонал.

Относится ли к такому повышению на врачей-ФЛП?

Да, распространяется, если ФЛП работает по Программе медицинских гарантий и есть соответствующая лицензия.

Что должны делать местные власти для медучреждений

Как отметила заместитель председателя НСЗУ Татьяна Бойко, основной обязанностью местных властей в контексте здравоохранения прежде всего является обеспечение надлежащих условий для предоставления гражданам медицинской помощи надлежащего качества. Местные власти должны поддерживать и участвовать в жизни заведений. Такая обязанность закреплена в законе о местном самоуправлении.

Обеспечение людям необходимых медицинских услуг в ближайшее место жительства повышает качество и комфорт в регионе. Представители местных властей, которые способны этого достичь, соответственно, увеличивают свою популярность в общине.

Больницы на территории общины имеют рабочие места, а бюджет общины получает налог на доходы физических лиц, уплачиваемых работниками медучреждения.

За местным самоуправлением, как владельцем, остается содержать заведения, оплачивать коммунальные услуги, поддерживать материальную базу. Сейчас у нас ситуация в Украине, в которой владельцы медицинских учреждений не оплачивают коммунальные услуги, хотя это требование закона. Таких заведений в Украине – 101.

“Мы сталкиваемся с жалобами, что от главных врачей требуют оплатить коммунальные услуги. Так не должно быть, это зона ответственности владельцев заведений. Они должны оплачивать коммунальные услуги за счет программы медицинских гарантий.

Мы проанализировали в этом году поддержку больниц со стороны органов местного самоуправления. Сейчас она довольно неоднозначна. В среднем помощь от местных властей от всех доходов медицинских учреждений составляет для первичной медицинской помощи 20,4%, на уровне специализированной медицинской помощи – 13,5% соответственно. И это действительно очень мало.

Самый высокий процент поддержки в Полтавском регионе – 28%, а самый низкий в Черновицкой и Херсонской областях – 6% и 7% соответственно.

Оснащенные и мощные больницы впоследствии начинают зарабатывать сами, но местное общество сначала должно инвестировать в развитие такого заведения. Ведь больница, в которой есть специалисты и оборудование, сможет заключить договор с НСЗУ на большее количество пакетов услуг и получить большее финансирование”, – рассказала заместитель председателя НСЗУ Татьяна Бойко.

Роль местных властей в обеспечении достойной оплаты труда медиков

Также, по словам Татьяны Бойко, ответственность местных властей должна распространяться на финансовую мотивацию медицинских работников. Это будет большой вопрос на следующий год. И хотя финансовая мотивация медицинских работников находится в компетенции руководителей медицинских учреждений, но их выбирают местные власти.

“Мы знаем случаи, когда благодаря реформе выплаты медицинским учреждениям выросли, например, в 5 раз, а зарплаты медицинского персонала остались на среднем уровне для этого региона. Есть случаи, когда заведение удерживает значительные суммы на депозитах, или когда заработная плата руководителя медицинского учреждения отличается в 6-8 раз от зарплаты врача в этом заведении. Такие случаи являются сигналом для общества и владельцев общества изменить стратегию развития учреждения, возможно, и руководителя.

Местные власти могут участвовать в финансовой поддержке медицинских работников. Нам известны положительные примеры, когда местные власти принимают программу поддержки врачей, выплачивая ежемесячные доплаты, покупая жилье или предоставляя земельные участки в собственность, чтобы приобщить к себе врачи”, – отметила Татьяна Бойко.

В НСЗУ напомнили, что основная часть средств в больнице поступает от НСЗУ и в среднем более 66,3%. Это поступления от Программы гарантий, поэтому сотрудничество с НСЗУ важно и дает местным властям:

  • Стабильное финансирование, если заведение отвечает требованиям и заключило договор с НСЗУ.
  • Прозрачный принцип финансирования и движения средств в системе. Единственные тарифы, единые правила – интенсивно работающее заведение получает больше средств.
  • НСЗУ может оперативно увеличивать сумму договора и направлять больше туда, где больше пациентов.

О доступности медицинских учреждений

“Если мы говорим о задачах местных властей и роли руководителя медицинского учреждения, медицинские услуги должны быть доступны для пациентов. Специализированные услуги нужно централизовать. То есть не может в каждой районной больнице работать, например, перинатальный центр или кардиоцентр.

Благодаря электронной системе здравоохранения мы начинаем понимать реальную потребность в медицинских услугах, их структуре и количестве. Это инструмент, который помогает прежде всего вам, местным властям, проанализировать сильные и слабые стороны, решить, что целесообразно развивать и куда вкладывать средства.

Децентрализовать услуги – значит приблизить их к пациенту. Децентрализовать можно первичную помощь, паллиатив, лечение основных и неосновных инфекционных заболеваний. В то же время есть услуги, которые нужно концентрировать в состоятельных заведениях, то есть централизовать. Тогда количество переходит в качество помощи. В централизации услуг есть также экономическая целесообразность, ведь диагностика и диагностическое оборудование дорогостоящи.

Планируя состоятельную сеть, нужно ответить себе на несколько вопросов: что влияет на качество и продолжительность жизни нашей общины, какие есть потребности в медицинских услугах, проанализировать ту данность, которая у вас есть. В конце концов, действовать и ответить: можно ли объединить усилия с другими общинами для совместного финансирования услуг и инвестиций. Такая работа требует тесного сотрудничества местных властей и руководителей больниц.

Руководитель заведения работает в соответствии с контрактом с органами местного самоуправления, то есть принимает его на работу и определяет ожидания от него именно владелец заведения или местные власти.

Если мы говорим о роли руководителя больницы в новых условиях, когда заведения получили свободу в управленческих решениях, она существенно меняется, и именно руководитель оказывает влияние на то, в каком направлении будет двигаться заведение. Также руководитель обязан брать стратегию развития, составить реальный финансовый план, понять достаточный ли новый комплекс и как с этим работать, наконец, посмотреть на расходы и доходы и связать их с плановым бюджетом.

Здесь важно не забывать, что теперь финансовая мотивация медицинских работников полностью в компетенции руководителя медицинского учреждения и в тесном партнерстве с владельцем заведения”, – рассказала Татьяна Бойко.

По отчетам, которые предоставляют больницы, в НСЗУ увидели, что в 1-ом квартале 2021 года расходы на заработную плату медицинских работников выросли по сравнению с 2-4 кварталом прошлого года примерно на 30%. Заработная плата врачей и среднего медицинского персонала выросла на 42% и 38% соответственно, а врачей и медсестер специализированной медицинской помощи – на 21% и 25% соответственно.

Откуда данные о 15 тыс. грн. заработной платы, которые представили, ведь именно президент сказал, что будет меньше? (вопрос от участника вебинара)

“Если речь идет о цифрах, которые мы обнародуем, то часть этих цифр – это цифры из отчетов заведений, которые вы нам подаете ежеквартально, и мы анализируем те данные, которые вы нам предоставляете. С этими цифрами вы можете ознакомиться на сайте НСЗУ в разделе еДанные. У нас там есть, кажется, уже 30 дашбордов и в одном из них есть аналитика по отчетам, которые нам предоставляют. Там есть в разрезе доходов, расходов, среднего размера заработных плат и т.д.”, – ответила на вопрос во время вебинара Татьяна Бойко.

Принцип универсального охвата

Заместитель председателя НСЗУ Анна Фенчак рассказала о Программе медицинских гарантий на следующий год и о постановлении  Кабинета Министров Украины в соответствии с бюджетом, который уже был утвержден Верховной Радой, а также об основных изменениях в условиях закупки и в том порядке каким образом будут заключаться договоры с заведениями здравоохранения.

“НСЗУ работает в интересах пациента и наша цель – это достижение универсального покрытия, когда каждый гражданин, каждый пациент, нуждающийся в медицинской помощи, сможет получить ее вовремя, качественно и не понеся при этом катастрофических затрат. Но мы до сих пор видим, что в системе здравоохранения существует сильная диспропорция в возможности доступа к разным видам медицинских услуг. Разница между самым низким и высоким показателями составляет больше, чем в два раза.

Для того, чтобы уменьшить эту диспропорцию, чтобы достичь принципа универсального охвата, в Программе медицинских гарантий мы следуем двум основным принципам.

Путь приоритизации структуры заболеваний, когда средства, в первую очередь, направляются на случаи, которые приводят к смертности или инвалидности пациентов. Мы стремимся сохранить здоровье населения с одной стороны, а с другой пытаемся и дальше распространять принцип “средства ходят за пациентом” и переходить все больше на фактический результат, на пролеченный случай.

На 2022 год в Программе медицинских гарантий предусмотрено 37 пакетов медицинских услуг, которые обеспечивают покрытие населения медицинскими услугами по этой программе.

Сама программа не является продуктом только Национальной службы здоровья Украины, это результат совместной работы. Ведь над спецификациями, условиями, закупками, определяющими каким образом будут закупаться медицинские услуги, работают экспертные рабочие группы. В этом году у нас была 21 рабочая группа, в которую были приобщены 292 эксперта. В течение двух месяцев мы проводили 39 заседаний рабочих групп, а также провели консультацию с общественностью для того, чтобы проанализировать требования, которые должны предъявляться к поставщикам, и обеспечить возможность предоставления тех или иных услуг населению.

Теперь коротко о тарифах на медицинские услуги. Хочу обратить внимание, что Программа медицинских гарантий работает уже третий год, но каждый год развивается, детализируется, увеличиваются расходы на оплату всех услуг. Некоторые из них становятся более приоритетными и оплачиваются по более высоким тарифам.

Второй путь – это большая детализация, когда мы перестаем платить только глобальному бюджету, а переходим к оплате за фактический результат. Так, первичной медицинской помощи на следующий год предусмотрена ставка в размере 786,65 грн и дополнительно учреждения здравоохранения, которые оказывают первичную медицинскую помощь, смогут получить средства на проведение вакцинации от COVID-19 и обеспечения вакцинации детского населения до 6-ти лет в соответствии с календарем прививок.

Хочу напомнить, что в этом году НСЗУ было предложено введение таких доплат на первичном звене только за вакцинацию вакциной КПК, однако в сентябре такие доплаты получили только 59 заведений. Хотя показатель был установлен в размере 94% и только для детей до 6-ти лет, мы понимали, что поскольку общий уровень вакцинации был около 74%, то эти 94% были возможны для достижения. Однако только 59 заведений воспользовались такой возможностью иметь доплаты тех средств, которые получают в НСЗУ в размере 5% за предыдущие три месяца”, – рассказала Анна Фенчак.

Одновременные договоры на медицинскую помощь: разъединение первичной и стационарной помощи

Как отметили в НСЗУ, с 1 июля предоставители медицинских услуг, законтрактованные одновременно и на первичную, и на стационарную помощь, не смогут иметь одновременные договоры. Первичная медицинская помощь в соответствии со всеми стратегиями в сфере здравоохранения, международным рекомендациям должно быть отделено независимое сильное звено, которое должно решать большинство потребностей пациента. К сожалению, мы сейчас видим по системе, что роль первички сводят к перенаправлению во вторичное звено. И больше всего этим грешат те учреждения, которые работают одновременно как первичная и специализированная медицинская помощь.

“Для того, чтобы избежать подобных перенаправлений, с 1-го июля мы не будем заключать одновременно такие договоры. С нашей стороны в ближайшее время мы подготовим более подробную инструкцию о том, как лучше запустить процесс разъединения для заведений, которые успели объединиться. Мы также работаем над облегчением перенесения всех электронных записей в новое юридическое лицо.

Для тех, кто начал сейчас процесс объединения, мы не рекомендуем этого делать, потому что через полгода придется запускать обратный процесс. Сейчас около 10 заведений находятся на этапе реорганизации фактически слияния первичной и стационарной помощи”, – отметила Анна Фенчак.

Экстренная медицинская помощь

“По экстренной медицинской помощи на следующий год мы увеличиваем тариф на медицинские услуги до 271 грн и будем оплачивать по единому пакету медицинских услуг”, – отметила Анна Фенчак.

Изменения в специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи

“В специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи основными изменениями есть то, что мы увеличиваем тариф от 6% до 59% на различные услуги. Также вводится новый пакет медицинских услуг “Хирургия одного дня”, на который смогут заключить договоры только те учреждения, у которых есть пакет хирургии. Мы уточняем и детализируем спецификацию и условия закупки. Все расчеты запланированной стоимости медицинских услуг и фактических оплат будут производиться исключительно на данных электронной системы здравоохранения.

Мы постоянно отмечаем необходимость проведения обучения вашими специалистами, которые вносят информацию в электронную систему здравоохранения.

На сайте Академии НСЗУ разработано множество курсов, помогающих правильно и корректно вносить информацию в систему, чтобы это подпадало под оплату. Отдельно НСЗУ дважды в месяц присылает учреждениям здравоохранения расшифровки с информацией о том, какие услуги внесены корректно и какие нет. У каждого поставщика медицинских услуг должна проводиться работа для того, чтобы уменьшить неправильно внесенные или незачисленные услуги.

Теперь подробнее об отдельных пакетах и ​​основных изменениях, особенно о необходимости обеспечения определенным оборудованием или специалистами. Потому что, как известно, тарифы на медицинские услуги по программе медицинских гарантий не покрывают расходы на оборудование. Это ответственность владельца, мы же покрываем текущие расходы, кроме коммунальных. Однако со следующего года увеличится тариф на стационарное лечение детей и взрослых, увеличивается с 5000 грн до 7506 грн. Также все больше мы переходим на пролеченный случай. Это означает, что только с начала года 80% бюджета, который рассчитает здравоохранение, будет выплачиваться ежемесячно как глобальная ставка, а 20% – тот объем средств, который заведение сможет получить, если у него будут пролечены случаи.

Год мы заканчиваем на пропорции 65% фиксированной оплаты и 35% за фактически предоставленные медицинские услуги (за фактический результат).

Отдельно заведения, которые оказывают высокоспециализированную помощь взрослым или детям и отвечают дополнительным требованиям, получают в ставку повышающий коэффициент 1,3”, – рассказала заместитель председателя НСЗУ Анна Фенчак.

Дополнительные требования к организации оказания услуги (для оказания медицинской помощи взрослым):

  • Предоставление консультативной помощи, включая телекоммуникации;
  • Наличие отделения экстренной (неотложной) медицинской помощи;
  • Отделение анестезиологии и интенсивной терапии (не менее 12 коек);
  • Лаборатория, работающая круглосуточно;
  • КТ или МРТ и эндоскопическое оборудование;
  • По меньшей мере, 8 врачей-анестезиологов, 2 врача неотложных состояний, 10 врачей других специальностей, врач-интерны.

Дополнительные требования к организации предоставления услуги (для оказания медицинской помощи детям):

  • Предоставление консультативной помощи, включая телекоммуникации;
  • Отделение анестезиологии и интенсивной терапии (не менее 9 коек);
  • Лаборатория, работающая круглосуточно;
  • КТ и эндоскопическое оборудование;
  • По меньшей мере, 8 врачей-анестезиологов детских, 10 врачей других специальностей.

Отдельно, как было сказано, предусмотрен пакет хирургических операций в условиях стационара одного дня. Условиями данного пакета являются:

  • Предоставление услуг стационарно длительностью не более 24 часов;
  • В пакет входят только определенные процедуры;
  • Только заведения, имеющие пакет стационарной хирургической помощи.

Лечение инсультов и инфарктов

“Приоритетными услугами на следующий год остаются лечение инсультов и инфарктов. Мы продолжаем работать над тем, чтобы обеспечить максимальную доступность помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности по направлению лечения инсультов и инфарктов.

Значительно увеличиваются тарифы на приоритетные услуги и дополнительно мы выдвигаем требования по безопасности и фактически качеству медицинских услуг, предоставляемых в этих заведениях. Ведь те учреждения, которые оказывали за 6 месяцев договора с 1 апреля помощь, по меньшей мере, 50 пациентам с острым мозговым инсультом и 25 пациентам с острым инфарктом миокарда, смогут заключить договор с НСЗУ на следующий год”, – рассказала заместитель председателя НСЗУ Анна Фенчак.

Со следующего года дополнительными требованиями к оказанию помощи пациентам с ГМИ являются:

  • Диагностика смерти мозга;
  • Отдельные требования для проведения эндоваскулярных вмешательств.

Услуги матери и ребенка

Приоритетными в 2022 году останутся услуги матери и ребенка. Мы продолжаем развивать континуум услуг, когда приоритетными является амбулаторная услуга “Ведение беременности”. Тариф на роды увеличится до 15 101 грн. Также заведения получат к ставке повышающий коэффициент 1,3 за интегрированные услуги матери и ребенка при условии, что они отвечают повышенным требованиям.

Увеличиваем тарифы на неонатальную помощь при наличии неонатальной бригады. К сожалению, мы видим, что подобные бригады у большинства поставщиков услуг были созданы только на бумаге и фактически не оказывали медицинских услуг. Поэтому в следующем году, если по данным электронной системы здравоохранения будет показано, что предоставление услуг неонатальной бригадой не происходит, этот коэффициент будет прекращать свое действие по такому договору.

Для того, чтобы обеспечить приоритет безопасности матери и ребенка, мы вводим минимальные требования к заведениям, в частности, чтобы в заведении приняли по меньшей мере 75 родов за 6 месяцев и перевели менее 30% младенцев в другие заведения”, – рассказала Анна Фенчак.

Дополнительные требования к оказанию помощи роженицам:

  • Проведение оценки слуха новорожденным;
  • Забор СКК для проведения скрининга на 21 нозологию и отправка в региональный центр скрининга.

Дополнительные требования к оказанию помощи детям:

  • Работа выездной неонатальной бригады.
  • Амбулаторная помощь, как и в прошлом году, представлена ​​в 9-ти пакетах медицинских услуг;
  • Амбулаторный пакет в зависимости от вида услуг;
  • Стоматологическая помощь, которая остается для обеспечения неотложной стоматологической помощи взрослым и детям;
  • Ведение беременности в амбулаторных условиях. Тариф увеличен до 762 грн.

Лечение пациентов с почечной недостаточностью

“Следующие два направления – это лечение пациентов с почечной недостаточностью, представленные двумя пакетами медицинских услуг: гемодиализ и перитонеальный гемодиализ. Мы также увеличиваем тарифы на эти услуги”, – заявила Анна Фенчак.

Лечение онкологических заболеваний

6 приоритетных услуг с увеличенными тарифами (эндоскопические исследования и маммография) для раннего выявления онкологических заболеваний. Однако оплате по приоритетному тарифу будет подлежать только одна услуга в год для одного пациента, потому что сейчас мы видим, что представители медицинских услуг иногда вносят ложную информацию в систему, проводя по 30 эндоскопических исследований в месяц одному пациенту.

Остальные услуги, которые будут предоставлены пациенту в эндоскопическом исследовании, будут оплачиваться за счет амбулаторного пакета медицинских услуг.

Диагностика и лечение онкологических заболеваний предусмотрена в Программе медицинских гарантий по нескольким направлениям. Прежде всего, диагностика будет обеспечена за счет пакета амбулаторной помощи, а также приоритетных эндоскопических исследований. После установления пациенту диагноза ему может быть проведена хирургическая операция, оплаченная за пакетом хирургической медицинской помощи.

Если пациент нуждается в химиотерапевтическом, радиологическом лечении или лечении онкогематологических заболеваний, мы оплатим дополнительно по одному из этих пакетов.

Если пациент потребует и химиотерапевтического, и радиологического лечения, оплате будет подлежать каждый из видов лечения.

В этом году мы проверяем наличие всех специалистов, которые должны работать в мультидисциплинарной команде в консилиуме, определяющих процесс лечения взрослого и ребенка. Также требуем лаборатории в заведении. Речь идет о выполнении базовых исследований крови, мочи, гистологических исследований, которые могут быть обеспечены за счет договора подряда”, – рассказала Анна Фенчак.

Все подаватели медицинских услуг, подающие заявки, предложения на заключение договора с НСЗУ, и которые далее будут предоставлять эти услуги, должны иметь договор подряда. Например, если нет лаборатории для гистологических исследований, должны заключить договор подряда на предоставление таких услуг. Без такого договора невозможно заключить договор с НСЗУ.

Лечение расстройств психики и поведения

Расстройства психики и поведения представлены двумя пакетами. Стационарная психиатрическая помощь, как и в прошлом году, будет оплачиваться по глобальной ставке. Хочу обратить внимание на мобильную психиатрию: к сожалению, в 2021 году в Ровенской области ни одно из заведений не зашло на оказание этой помощи и поэтому она осталась недоступной, хотя по другим областям мы видим большой спрос от пациентов на получение помощи именно мобильной психиатрической команды. За каждую такую ​​команду мы заплатим более 100 тыс. грн в месяц.

Услуги общественного здоровья

“Из услуг общественного здоровья мы оставляем четыре пакета медицинских услуг:

  1. Лечение туберкулеза, которое будет снабжаться одним заведением на область. Он должен обеспечить полную диагностику и лечение пациентов по всей области. Для тех пациентов, которые не выделяют бактерии и могут получить помощь амбулаторно, имеют возможность получать её максимально приближенно к месту жительства или пребывания. Мы оплатим эти услуги по пакету “Лечение туберкулеза по первичной медицинской помощи”.
  2. Аналогично оплатим по повышенным ставкам лечения пациентов с ВИЧ/СПИДом антиретровирусной терапией и пациентов с расстройствами психики вследствие употребления психотропных веществ с помощью лечения препаратами заместительной поддерживающей терапии. Обращаю внимание, что препараты для лечения туберкулеза, ВИЧ и расстройств психики закупаются централизованно. Позаботьтесь заранее о том, чтобы заведения своевременно подали заявки на получение этих лекарственных средств и могли обеспечить своих пациентов всем необходимым.
  3. Паллиативная медицинская помощь, как и в прошлом году, представлена ​​20 пакетами: стационарная и мобильная. Мы увеличиваем тарифы, но подчеркиваем важность и необходимость кислородной и респираторной поддержки. Мы видели по прошлому году, что большинство учреждений паллиативной направленности не имели возможности обеспечить ни кислородную, ни респираторную поддержку. Потому в этом году мы обращаем дополнительное внимание на эту проблему. У специалистов, оказывающих паллиативную помощь, должны быть специализированные курсы и уроки совершенствования, потому что без них заключить договор будет невозможно.
  4. Медицинская реабилитация, как в прошлом году, представлена ​​тремя пакетами:
  • Реабилитация младенцев;
  • Нервная реабилитация;
  • Реабилитация опорно-двигательного аппарата.

Мы также увеличиваем тариф и используем данные по ЭСЗО для того, чтобы заключить договоры с поставщиками”, – отметила Анна Фенчак.

Пакет вакцинации от COVID-19

“Важный момент – это реагирование на COVID-19. В следующем году для превенции коронавирусной болезни мы оставляем пакет вакцинации от COVID-19 с увеличенным тарифом до 119 грн за полностью вакцинированное лицо. Также будут определены доплаты за первую и вторую дозы”, – сообщила Анна Фенчак.

Стационарное лечение с COVID-19 будет предусмотрено по двум пакетам медицинских услуг:

  • Готовность к реагированию на инфекционные заболевания, в частности COVID-19. Этот пакет услуг может получить 1 заведение на 200 тыс. человек населения, которое будет определено областной государственной администрацией и обеспечивать постоянную инфекционную готовность. Такие заведения будут получать ежемесячно около 1 млн. грн. для поддержания такой готовности, но они должны иметь в запасах лекарственные средства, средства индивидуальной защиты. Также персонал в этих заведениях должен быть готов к оказанию такой помощи;
  • Дополнительно за каждого пациента, у которого будет обнаружен диагноз COVID-19 НСЗУ, оплатит по стационарно-терапевтическому пакету, в котором предусмотрена базовая ставка и повышающий коэффициент в соответствии со сложностью пролеченного случая.

Реимбурсация лекарственных средств

“В следующем году с 1 февраля добавляем в программу реимбурсации болезней органов дыхания, а с 1 июля расширяем на болезни Паркинсона.

Список лекарственных средств, предусмотренный программой реимбурсации, включает в себя все лекарственные средства из Национального перечня лекарственных средств. Мы подчеркиваем, что это либо полностью бесплатное лекарство, либо с незначительной доплатой к пациентам. Важно, чтобы пациенты знали эту программу, имели доступ к ней”, – отметила Анна Фенчак.

Роль местных властей и департаментов здравоохранения

“Хочу напомнить, что местные власти и департаменты здравоохранения должны помогать:

  • Формировать состоятельную сеть, отвечающую потребностям пациента;
  • Разработать и контролировать соблюдение соответствующих маршрутов транспортировки бригадами ЭМД;
  • Участие в централизованных закупках лекарств, дорогостоящих материалов, необходимых для оказания качественной медицинской помощи пациентам;
  • Участие в дооснащении мощных многопрофильных больниц;
  • Стимулировать обучение врачей работе с ЕСОЗ”, – заключила Анна Фенчак.

Контрактирование

Контрактирование в 2022 году будет происходить, как и в предыдущие периоды, по нормативным документам по Закону Украины “О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения”, постановлением №410, регулирующим порядок заключения и прекращения договоров, и постановлением №391 “Об утверждении требований к предоставлению услуг по медицинскому обслуживанию населения, с которым главными распорядителями бюджетных средств заключаются договоры о медицинском обслуживании населения”, – сообщил Дмитрий Ляшов, директор департамента договорной работы НСЗУ.

Медицинское обслуживание в 2022 году будет осуществляться по четырем направлениям:

  • Первичная медицинская помощь;
  • Специализированная медицинская помощь;
  • Экстренная медицинская помощь;
  • Реимбурсация.

Общая подготовительная работа по заключению договоров проводит НСЗУ. Она включает в себя необходимость автоматизации и реорганизации ЗОЗ, информатизации, регистрации в ЭСЗО заведений здравоохранения и подрядчиков и ведения медицинских записей СМД.

В отличие от предыдущих периодов контрактирование 2022 года будет состоять из двух этапов.

Первый этап начался 24 ноября 2021 – мы начали принимать обращения от представителей медицинских услуг на соответствующие пакеты. Срок завершения подачи обращений. Будет сформирован соответствующий реестр представителей, обращения которых были приняты, и по результатам подачи и рассмотрения этих обращений они отвечают необходимым требованиям пакета услуг. 24 декабря 2021 г. нами будет завершено рассмотрение обращений, окончательно сформирован реестр и после этого наступает второй этап.

Это перенесение данных из сформированного реестра в соответствующие договоры. На этом этапе будет упрощена процедура представления предложений и учреждение здравоохранения подтверждает, что представленная на предыдущем этапе информация правдива, она не претерпела никаких изменений и на основании такого предложения будет заключен договор на соответствующие пакеты медицинских услуг.

Дополнительные условия по заключению договоров и принятию финансовых обязательств по этим договорам:

  • Утверждение госбюджета;
  • Утверждение порядка реализации программы медицинских гарантий.

На сегодняшний день из 2212 заведений, которые имели договоры в 2021 году и количество пакетов в договорах 11658, подали заявку на договор в 2022 году 1163 и количество пакетов – 4971. Больше всего подали предложения Днепропетровская, Харьковская и Полтавская области.

На данный момент 616 поставщиков первичной медицинской помощи подали заявку, из которых 189 уже подтверждено. Динамика подачи заявлений неоднородна”, – рассказала Ана Фенчак.

В НСЗУ отметили три основных фактора, которые будут влиять на своевременное обеспечение учреждений здравоохранения договорами:

  • Своевременная подача до 15 декабря 2021 года;
  • Соответствие требованиям, о которых говорили мои коллеги. Наличие соответствующих лицензий и разрешительных документов;
  • Своевременная регистрация подрядных организаций, предоставляющих услуги учреждениям здравоохранения на условиях подряда.

Вопросы и ответы

Интересует оплата проводимых в стационаре операций, входящих в список пакета хирургии.

Перечень диагностически родственных групп, по которым будет производиться оплата за хирургическую помощь пока в проекте Постановления Кабинета Министров, но по хирургической помощи изменений по сравнению с прошлым годом по диагностически родственным группам нет. Поэтому оплата будет такой же, как и в 2021 году.

На какое население постоянное, фактическое или другое будет рассчитываться стоимость пакета медицинской помощи по экстренной медицинской помощи?

Условия не изменяются. Мы учитываем фактически существующее население без учета временно оккупированных территорий и с учетом внутриперемещенных лиц по данным Министерства социальной политики.

Смогут ли многопрофильные больницы подписывать договоры на первичную медицинскую помощь в 2022 году?

С 1 января мы заключим договоры с учреждениями здравоохранения так, как они оказывают помощь. И дадим отсроченный период до 1 июля 2022 для того, чтобы разъединиться и определиться какую помощь будет оказывать учреждение здравоохранения: или первичную медицинскую помощь, или стационару медицинскую помощь.

С 1 июля не будет заключения договоров и по пакету первичной медицинской помощи, и по любому пакету, предусматривающему стационарную медицинскую помощь, например, хирургическую, терапевтическую помощь.

Дополнительными требованиями к перечню оборудования пакета “Хирургические операции взрослым и детям” на 2022 год предусмотрено наличие в заведении компьютерного и магнитно-резонансного томографов. Должно ли указанное оборудование находиться в оперативном управлении на балансе заведения? Можно ли предоставить эти услуги на договорных условиях, если договор на оказание услуг заключен с подрядчиком?

Наши требования также детализируются, как и Программа медицинских гарантий. Везде, где мы разрешаем возможность подряд на предоставление тех или иных услуг, определены прямо в условиях закупки. Условия закупки вы можете посмотреть на сайте НСЗУ в разделе “Требования 2022” или в объявлении на заключение тех или иных услуг.

Что касается вопроса возможности наличия КТ на подряде, то для применения повышенного коэффициента предоставления этих услуг мы не позволяем иметь КТ на подряде. Повышенный коэффициент смогу получить заведения, которые имеют КТ в собственности или на условиях аренды.

Но если заведение на данный момент не имеет КТ, но в течение года ему не хватает чуть-чуть для того, чтобы получить повышающий коэффициент, то в течение года эта опция будет возможна. Мы планируем открыть объявления на все пакеты медицинских услуг с 1 января 2022 года. Они будут открыты весь год.

Если заведение в течение срока действия договора начнет отвечать каким-либо дополнительным условиям закупки и сможет претендовать на увеличенный коэффициент, то он сможет подать документы в НСЗУ и получить доплату по нему повышающего коэффициента.

Как быть с ковидным пакетом для стационара на 2022 год?

Стационарное лечение с COVID-19 будет предусмотрено по двум пакетам медицинских услуг:

  • Готовность к реагированию на инфекционные заболевания, в том числе COVID-19. Этот пакет услуг может получить 1 заведение на 200 тыс. человек населения, которое будет определено областной государственной администрацией и обеспечивать постоянную инфекционную готовность. Все маршруты пациентов должны строиться так, чтобы все пациенты в первую очередь попадали именно в это здравоохранение;
  • Дополнительно за каждого пациента, у которого будет обнаружен диагноз COVID-19 НСЗУ, оплатит по стационарно-терапевтическому пакету, в котором предусмотрена базовая ставка и повышающий коэффициент в соответствии со сложностью пролеченного случая, так же, как и в этом году, мы оплачивали хирургические и терапевтические случаи.

Может ли стоматологическая клиника заключить договор на 9-й пакет, если количество стоматологов-хирургов отвечает требованиям 8 человек?

Если заведение отвечает требованиям закупки, которые можно найти на сайте НСЗУ, то да, он сможет заключить договор.

Возможно ли предусмотреть сохранение декларации с заведением на время в случае увольнения или смерти врача до перезаключения декларации? Если врач уволился или умер, но свободных врачей нет, как быть в этой ситуации?

Стоит отметить, что сама декларация – это волеизъявление пациента на получение помощи именно у этого врача и мы платим врачу, которого избрал пациент.

Договором предусмотрено необходимость заблаговременно информировать пациентов о любых изменениях в условиях предоставления первичной медицинской помощи. В случае, если вы знаете, что ваш врач увольняется, нужно сообщить об этом пациенту раньше времени и предложить ему заключить декларацию с другими врачами или предложить другие возможные опции, например, списаться с другим учреждением здравоохранения.

Когда будут выплачены доплаты за работу на горной территории?

НСЗУ не производит доплат к заработным платам. Мы не производим выплату заработных плат. Мы оплачиваем тариф, за счет которого заведения могут покрывать все свои текущие расходы.

В соответствии с Законом Украины “О государственных и финансовых гарантиях” мы имеем право платить исключительно за медицинские услуги и коэффициенты должны иметь определенную клиническую обусловленность. К сожалению, мы не нашли клинической основы для того, чтобы вводить горный корректирующий коэффициент для экстренной специализированной медицинской помощи. Потому что статистика предоставляемых услуг не отличается существенно. Со стороны НСЗУ введение такого коэффициента невозможно.

Где можно ознакомиться с правилами предоставления медицинских услуг для иностранцев?

Данная информация должна быть на сайте Министерства здравоохранения. Там было размещено много разъяснений, когда стартовало первоначальное звено.

Учреждения здравоохранения ощущают недостаточную поддержку со стороны органов местного самоуправления, в частности это касается стоматологических целевых программ. Незащищенные слои населения значительно ограничены в получении бесплатной стоматологической помощи, что вызывает множество вопросов и конфликтов на местном уровне. Как быть?

Есть пакеты, относящиеся к стоматологической помощи, которые контрактирует НСЗУ, но это правда, что могут местные программы и стимулы, которые могут оплачивать финансирование тех услуг, которые не входят в Программу медицинских гарантий.

Есть примеры, когда местные власти поддерживают и создают собственные программы. Есть случаи, когда они не поддерживают. Но это процесс взаимоотношений между общинами, между собственниками заведений. Мы со своей стороны всегда рекомендуем привлекать местные власти и стимулировать развитие медицинской сферы дополнительным финансированием и дополнительными программами.

Что делать с оплатой коммунальных услуг областным больницам, которые не относятся ни к одной из территориальных общин?

В любом случае будь то областная больница, то областной совет, то ли в зависимости от территории, утверждает бюджет, финансовый план, руководителей. В каждой больнице есть владелец. Поэтому в этом случае нужно обращаться к нему.

Каков будет порядок оплаты по индикаторам качества по первичной медицинской помощи в 2022 году?

Порядок оплаты за достижение условий исполнения договора на следующий год предусмотрен только для первичного звена медицинской помощи. Как и в этом году, мы рассчитываем, что заведения, которые достигают показателей в условиях закупки, получат оплату в размере 5% от средств, которые получили от НСЗУ в предыдущие 3 месяца. И такая оплата производится каждый квартал.

В начале каждого квартала мы осуществляем оценку достигло ли заведение поставленного определенного индикатора в условиях закупки. Если достигло, то платим 5% средств за предыдущие 3 месяца.

Какой в ​​2022 году установлен корректирующий возрастной коэффициент для капитационной ставки на первичке?

Корректирующие коэффициенты на первичном звене мы сохраняем такие же как в прошлом году. Речь идет о возрастных коэффициентах. То есть, к базовой ставке 786 грн применяется 5 возрастных коэффициентов.

Можно получить доплату за вакцинацию детей до 6-ти лет вакцинами в соответствии с календарем прививок, а также за вакцинацию взрослых от COVID-19.

В каком документе можно посмотреть детализацию и калькуляцию медицинских услуг на 2022 год?

Детализация, перечень медицинских услуг и требования к медицинским услугам и спецификация, то есть, что предусмотрено в оплате за эти медицинские услуги, находится в условиях закупки. Они размещены на веб-сайте НСЗУ.

Также в ближайшие недели для общественного обсуждения будет опубликован проект постановления Кабинета Министров Украины о порядке реализации медицинских гарантий на следующий год, где подробнее прописан порядок заключения договоров. Следует отметить, что существенных изменений в порядке заключения договоров не произошло и проект постановления на 2022 год похож на текущий – это Постановление Кабинета Министров №133.

Почему пакет медицинских услуг “Хирургия одного дня” разрешен только для вторичного звена помощи?

Пакет ”Хирургия одного дня” – это специализированные операции, проводимые заведениями, имеющими все необходимое оборудование, и в случае какого-либо негативного результата смогут обеспечить оказание пациенту помощи. Речь не идет о простых хирургических операциях – они оплачиваются, как и в прошлом году, за пакетом амбулаторной помощи. Там установлен самый высокий повышающий коэффициент именно при проведении хирургических операций в амбулаторных условиях. Это все остается так, как есть.

Для учреждений, оказывающих хирургическую стационарную помощь, введен этот пакет для того, чтобы не удерживать пациента на кровати более одного дня, если ему достаточно проведения процедуры в течение одного дня и возможна сразу его выписка на дом.

Будет ли восстановлен в Программе медицинских гарантий 2022 пакет “Реабилитация детей с церебральным параличом”? Куда он будет входить?

В настоящее время в бюджете предусмотрено финансирование помощи детям с церебральным параличом за счет средств Министерства социальной политики. Пока эти средства не будут переданы НСЗУ, мы не сможем выделить это как отдельный пакет, потому что иначе это будет двойное финансирование.

Сейчас не будет восстановлен этот пакет, но мы совместно с Министерством здравоохранения Украины и Министерством социальной политики работаем над тем, чтобы обеспечить максимальную интегрированность этой помощи, которая предоставляется пациентам и финансируется по разным бюджетным программам.

Планируется ли увеличение количества команд по предоставлению мультидисциплинарной психиатрической помощи для предоставления услуг, ведь одна команда на область обслуживает максимум 60 человек и этого недостаточно?

Одна команда на область предусмотрена только на момент первого заключения договора для учреждений, уже имеющих договор и в них уже работают мультидисциплинарные команды. Они стартуют не с одной командой. Далее команды можно расширять, но при условии, что набрано минимум 65 пациентов, которым будет оказываться помощь этой бригадой.

Сейчас по результатам консультаций, которые мы проводили с рабочими группами, экспертами, в том числе международными, мы предложили уменьшить количество пациентов, оптимальных для оказания помощи одной мобильной бригадой по охране психического здоровья, до пятидесяти. Это означает, что если одна бригада обеспечивает помощь 50 пациентам и есть еще запросы на такой вид помощи, то мы увеличиваем в договоре количество команд и оплачиваем каждую следующую команду так же.

Будет ли увеличен тариф на пакет паллиативной помощи, а также каким образом производится оплата за случай?

Тариф будет увеличен до 19 тыс. грн. Пока на 2022 год мы оставляем оплату за случай по тарифу глобальная ставка. Мы будем постепенно переходить на оплату за фактически пролеченный случай или за капитационную ставку по оказанию помощи паллиативным пациентам. Но планируем это сделать с 2023 года.

Пока мы анализируем данные, которые есть в системе. Паллиативная помощь сейчас часто оказывается не в полном объеме и предполагает непродолжительную госпитализацию. Например, средняя продолжительность госпитализации паллиативных пациентов длится всего три дня и заканчивается выпиской пациента на дом. Это не соответствует порядку предоставления паллиативной помощи и не обеспечивает реальной потребности пациента.

Рассматривает ли НСЗУ возможности создания пакета, касающегося спортивной медицины?

Мы оплачиваем услуги, которые предоставляются пациентам. Я так понимаю, речь идет об оплате услуг лекарственно-физкультурных диспансеров и подобных заведений. У нас такие заведения законтрактованы в 2021 году на предоставление разного вида реабилитации, и эти услуги уже оплачиваются этим учреждениям здравоохранения. Потому под отдельные заведения отдельных пакетов не будет.

Как можно использовать средства, полученные по пакету “Вакцинация”, кроме выплат на заработную плату?

У нас с поставщиками услуг есть хозяйственный договор. Мы не требуем использовать средства для тех или иных нужд, договором этого не предусмотрено. Заведение является самостоятельным автономным субъектом и может тратить средства по своему усмотрению.

Конечно, здесь нужно хорошее сотрудничество с владельцем заведения здравоохранения, утверждающим финансовый план заведения. Средства должны тратиться разумно. То есть, если есть обеспеченная потребность в лекарственных средствах, медицинских изделиях, выплате достойной заработной платы в заведении и после этого есть остатки средств от НСЗУ, то их можно использовать на любые другие цели, например, закупку дорогостоящего оборудования.

Почему хирургическая стоматологическая помощь не приравнивается по финансированию к амбулаторной хирургической помощи?

У нас есть пакет стоматологической помощи и пакет амбулаторной помощи, предусматривающий и хирургическую помощь. Если заведение отвечает условиям закупки, то оно может предоставлять услуги по этому пакету, а НСЗУ их оплатит.

Необходимо ли оплачивать скрининги для региональных лабораторных центров? Будет ли это осуществляться за счет Программы медицинских гарантий?

Если мы говорим о расширенном скрининге, который будет введен в 2022 году, то за эти услуги НСЗУ будет оплачивать отдельно по отдельному пакету медицинских услуг.

Заведения, которые оказывают помощь пациенткам-роженицам при родах, должны обеспечить только логистику в пределах определенного времени. То есть, в течение 24 часов отправить в региональный центр, за которым закреплена область, образец СКК для своевременного исследования. С нашей стороны, именно исследование будет оплачено по другому тарифу только региональному центру, который имеет возможность провести такое исследование.

Какой документ, подтверждающий доступность к зданию, необходимо подать в НСЗУ при подаче заявки на договор?

При подаче обращения или предложения на заключение договора следует подать заключение о доступности здания. Однако в соответствии с изменениями Постановления №410 этот вывод о доступности добавляют к предложению только те заведения, в которых произошло изменение либо юридического адреса здания, либо те, заведения, что не имели договора с НСЗУ в предыдущих периодах.

Где и в каком документе можно ознакомиться с коэффициентами в зависимости от вида сервиса в рамках амбулаторного пакета медицинской помощи?

Как и в этом году, коэффициенты будут определены в Постановлении Кабинета Министров Украины “О порядке реализации Программы медицинских гарантий”. Но коэффициенты по сравнению с этим годом мы не меняем, поэтому для понимания можете взять коэффициенты из Постановления №133 и “О порядке реализации Программы медицинских гарантий на 2021 год”.

Возможно ли ведение беременных на первичном уровне по отдельному пакету медицинских услуг?

Да, это возможно, если заведение отвечает отдельным требованиям. Обращаю внимание, что есть требования о наличии врача акушера-гинеколога, врача УЗИ, имеющего курсы тематического усовершенствования по пренатальной диагностике, и соответствующее оборудование в заведении.

Если в учреждении первичной медицинской помощи все это есть, то они могут заключить договор и обеспечивать дальнейшее оказание помощи беременным в течение периода беременности.

На все дообследования врач-онкологи отправляют своих пациентов за направлением к семейному врачу. Как повлиять на ситуацию и как правильно делать?

В соответствии с основаниями предоставления услуг, определенными по пакетам медицинских гарантий, основаниями к предоставлению услуг являются направления от семейного врача или лечащего врача. Это означает, что врач-онколог может выдать направление на необходимые обследования пациенту, если он в них нуждается.

Для того, чтобы разъединить “первичку” и “вторичку”, нужно решение учредителя. Зачастую учредитель не видит в этом необходимости. Есть ли правовые основания для аргументации решения?

Для НСЗУ причиной такого разделения является приоритет безопасности и потребности, которые должны быть обеспечены пациентом. Сейчас мы видим, что из-за того, что первичная медицинская помощь часто существует рядом со стационарной, это приводит к необоснованной госпитализации пациента для того, чтобы получить оплату за стационарным пакетом.

Также мы видим, что средства, получаемые первичным звеном, часто идут на поддержку неэффективной работы некоторых отдельных учреждений здравоохранения.

Первичное звено должно быть максимально приближено к пациенту, быть ближе к его месту жительства и развиваться как самостоятельное сильное направление медицинской помощи. Он должен обеспечить покрытие 70% потребностей пациентов на уровне первичного звена.

Без такого разъединения мы никогда не сможем обеспечить развитие именно первичной медицинской помощи. Поэтому это будет оставаться в фокусе НСЗУ.

Как правильно определяется запланированное среднемесячное количество медицинских услуг, которое учреждение здравоохранения готово предоставить в 2022 году?

Расчеты производятся на основе данных, внесенных в электронную систему здравоохранения. На сегодняшний день вы можете рассчитать ориентировочные цифры по тем расшифровкам, которые вы получаете дважды в месяц от НСЗУ. Именно основываясь на этой статистике, мы рассчитываем сумму к гривне на следующий год.

Отдельно мы обещали заведениям здравоохранения, что будем для расчета запланированной стоимости медицинских услуг брать межковидный период. Именно поэтому для большинства пакетов период, за который мы будем брать статистику, – это период с 1 апреля по 30 сентября 2021 года. С октября большинство регионов начали заходить в красную зону, были существенные ограничения на использование плановых услуг и поэтому этот период мы уже не будем брать в расчет на следующий год.

Почему для онкологии взрослым осуществляется понижающий коэффициент?

Любой установленный НСЗУ тариф средневзвешенный. Это означает, что есть более дорогие и менее дорогие услуги. И именно эти вот пропорции устанавливают базовую капитационную ставку. Это не тариф, поскольку в соответствии с законом это полная оплата за оказанную медицинскую помощь. Фактически, в этом определении тариф – это базовая ставка, определенная в Постановлении, с учетом корректирующего коэффициента. Имеются как повышающие, так и понижающие коэффициенты.

Хочу подчеркнуть, что в онкологии обеспечение лекарственными средствами, которые закупаются централизованно. На следующий год продолжаются из-за централизованных закупок, а лекарственные средства забирают на себя значительные расходы заведений здравоохранения.

Здесь на сложность случая, прежде всего, влияет продолжительность такого лечения, необходимое количество привлеченных специалистов и т.д.

Будет ли продлен срок подачи заявлений по пакетам услуг?

Пока мы не планируем продлевать, но будем смотреть по ситуации по количеству представленных предложений, сроку их рассмотрения.

Можно ли заключить договор на паллиативную мобильную помощь после 15 декабря 2021 года?

Безусловно, договоры будут заключаться после 15 декабря. К этому числу мы принимаем только обращение от учреждений здравоохранения.

Объявление о приеме обращений будет действовать в течение всего следующего года. Как только заведение будет готово направиться и будет чувствовать свою готовность соответствовать требованиям медицинских гарантий, оно может податься на этот пакет.

Заведения не могли подписать контракт по направлению мультидисциплинарных команд оказания психической помощи, ведь не имели круглосуточного стационара в своей структуре. И даже при исполнении всех других условий закупки не могли подать заявление на пакет. Что с этим делать?

На предоставление мобильной психиатрической помощи смогут заключать договоры только те учреждения, которые оказывают стационарную психиатрическую помощь. Потому что речь идет о возможности уменьшения продолжительности лечения пациентов в стационарных условиях, если они могут получать эту помощь на дому под наблюдением мобильных мультидисциплинарных команд; также для уменьшения риска рецидива попадания заведений на стационарный уровень.

Поэтому именно те учреждения, которые проводили стационарное лечение этих пациентов и знают их анамнез, могут подаваться, в том числе, на помощь мультидисциплинарными командами. Это требование отвечает потребностям пациента и сущности самого пакета, поэтому оно будет сохранено на 2022 год.

Как увеличить количество мобильных психиатрических команд?

Увеличить количество пациентов. Когда вы набираете 50 обслуживаемых пациентов, и мы это видим по данным ЭСЗО, вы можете увеличивать количество таких команд.

Учитывая, что во многих учреждениях здравоохранения отсутствуют переводчики на украинский жестовой язык, как с этим быть?

Данное требование будет отсрочено до 1 апреля 2022 года, но уже сегодня заведениям нужно позаботиться либо о привлечении соответствующих специалистов, либо подписывать договоры со специализированными предприятиями, предпринимателями или физическими лицами, имеющими соответствующую квалификацию по осуществлению перевода на жестовой язык.

Какие учреждения здравоохранения должны заполнять дополнительные требования к хирургическому пакету?

Те заведения, которые хотят получить повышающий коэффициент и отвечают этим условиям закупки. Можно провести самооценку по требованиям, которые опубликованы на сайте НСЗУ.

Как быть с договорами, по которым еще нет выставленных на сайте НСЗУ объявлений, например, стационарная помощь без хирургического вмешательства или ковида?

Это объявление должно открыться в ближайшие часы. По готовности на данный момент этот пакет находится на согласовании с Министерством здравоохранения.

Необходимо уже, заблаговременно, чтобы был создан департаментом здравоохранения облгосадминистрации перечень заведений, которые будут заключать договоры на готовность для того, чтобы заведения успели подготовиться. Тендер будет закрыт только по тем учреждениям, которые будут определены в таком перечне.

В некоторых пакетах услуг указано наличие аптечки для неотложных состояний. Каков перечень средств, которые должны быть в аптечке?

Мы не детализируем перечень лекарственных средств, которые должны быть в аптечке. Как только электронная система здравоохранения сможет обеспечить учет лекарственных средств, мы сможем детализировать такой список. Сейчас вы понимаете, что по действующим нормативно-правовым актам это должно быть как аптечка первой необходимости.

Когда будет произведена оплата медицинским командам за работу в рамках пакета COVID?

Такой пакет, как это было в 2021 году, с оплатой на следующий год пока не предусмотрен. Сейчас оплата будет производиться по двум пакетам:

  • Готовность к реагированию на инфекционные заболевания, где ежемесячно заведение будет получать по 1 млн грн за то, что оно сможет обеспечить инфекционную готовность и забирать на себя госпитализацию всех пациентов. При этом в заведении должны находиться все лекарственные средства, средства индивидуальной защиты и специалисты, которые будут оказывать помощь, в том числе, ковидным пациентам;
  • И отдельно по терапевтическому пакету, по пакету стационарной помощи пациентам с COVID-19, который оплачивается так же, как терапевтический пакет. Будет предусмотрена оплата за каждый пролеченный случай.

Врачи каких специальностей смогут выписывать электронные рецепты на реимбурсацию препаратов, например болезнь Паркинсона?

Сейчас по всему направлению расстройств психики и поведения, эпилепсии, нервных расстройств предусмотрена выписка рецептов только врачом-психиатром или врачом-неврологом. Мы работаем над тем, чтобы в следующем году дать возможность выписки повторного рецепта, в частности семейному врачу, врачу, который ведет пациента как врач первичного звена. По болезни Паркинсона первый рецепт обязательно должен быть выписан врачом-специалистом, повторный рецепт в течение определенного визначеного периода времени сможет выписывать врач первоначального звена.

Рейтинг:
(оценок - 1)
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии: 2


  1. Ігор

    ну перше — я раз п’ять прочитав ось це «Проте з наступного року зменшиться тариф на стаціонарне лікування дітей і дорослих, збільшується з 5000 грн до 7506 грн.» — хтось зможе пояснити цю глибоку думку?!

    по-друге — проглядав статтю і що бачу: первинка, діагностика, лікування, хірургія одного дня, знову лікування, трохи психіатрії, зовсім трошки онкології, реімбурсація і паліатив… реабілітація де? в в Україні все так добре, що люди не потребують відновлення після лікування? у всьому світі реабілітація — одне з чотирьох напрямків в медицині, але в Україні — це просто ні пари з вуст…



    • Health24

      Дякуємо за уважність, виправили текст.