Последние 350 лет человечество было уверено, что знает, как двигаются сперматозоиды - с помощью раскачивания “хвоста” в разные стороны. Однако группа ученых из Мексики и Великобритании развенчала этот миф. Их данные могут послужить основой для новых открытий в репродуктологии
Что мы знали о движении сперматозоидов раньше?
Впервые о сперматозоидах заговорили в 1677 году - тогда натуралист Антони ван Лавенгук с помощью одного из самых первых в мире микроскопов начал наблюдать за различными клетками, среди которых были и сперматозоиды. В своих работах Лавенгук описывает их, как “маленьких животных с хвостами”, которые “двигаются змееподобно, как угри в воде”.
Все последующие годы - вплоть до 2020-го, - ученые именно так и описывали движение сперматозоидов: змееподобные движения хвоста. Их сложно винить: даже самые мощные микроскопы не позволяли как следует приглядеться к сперматозоидам, и вот почему:
Они очень маленькие: толщина одного только “хвоста” двое меньше, чем человеческая волосина;
Они очень быстрые: в среднем “хвост” делает порядка 20 ударов в секунду - частота движений, которую не успевает уловить человеческий глаз
Как изменилось представление о движении сперматозоидов?
Трое ученых в британском Бристольском университете решили более пристально посмотреть на движение сперматозоидов. Поскольку обычные микроскопы для этого оказались непригодными, ученые взяли камеру, которая делает 55 тысяч снимков в секунду, а также 3D микроскоп. И вот - удивительно открытие! Оказывает, “хвост” сперматозоида вовсе не движется из стороны в сторону; он “бьет” только в одну сторону.
“Погодите, - скажете вы. - Но ведь это значит, что сперматозоид будет двигаться по кругу. Как же тогда происходят процессы оплодотворения яйцеклетки?”.
Ученые нашли ответ и на этот вопрос: чтобы достигать нужной цели, после каждого удара сперматозоид переворачивается.
Почему это полезно?
Ученые утверждают: их открытие поможет человечеству лучше понять функционирование собственного репродуктивного здоровья. В частности, теперь врачи смогут проводить более точную диагностику так называемой “некачественной спермы”, с которой связывают более половины случаев бесплодия у мужчин.